iso

Первый раз в первый класс!

Как подготовить ребенка к школе, с чего начать, на что обратить внимание…?

Для каждого первоклассника важным атрибутом школьной жизни является «школьная форма» и портфель. Как не растеряться при их выборе ?

При выборе одежды для будущего школьника необходимо помнить, что одежда должна быть безопасной для здоровья в отношении используемых тканей и обеспечивать состояние теплового комфорта, быть легкой, мягкой, удобной в покрое, соответствовать возрасту и размерам ребенка, а также отвечать установленному Министерством образования деловому стилю.

Перед началом учебного года многие родители предъявляют претензии на преобладание в торговой сети костюмов из 100% синтетики. Данные жалобы вполне обоснованы. Обладая низкой воздухопроницаемостью в «синтетике» жарко в весенне-летний период и холодно в осеннее-зимний, она способна накапливать продукты обмена, выделяемые с потом, впитывать в себя жир с поверхности кожи, накапливать статическое электричество. Ребенок не сможет чувствовать себя комфортно в такой одежде.

Учитывая, что одежда для учащихся предназначена для ежедневного, длительного ношения, как в холодный, так и в теплый периоды года, предпочтение необходимо отдавать тканям из натуральных материалов (лен, хлопок, шерсть). Из искусственных тканей наиболее комфортной является вискоза. Изделия костюмного ассортимента для учащихся лучше покупать с вложением химических волокон до 55% (но не более 67%), в блузки и сорочки до 30% (но не более 40%), так как при таком вложении химических волокон ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. «Синтетику» лучше оставить для непродолжительной носки для торжественных случаев, по праздникам.

Из моделей одежды предпочтительнее многокомпонентные костюмы, состоящие из пиджака, жилета, юбки (брюк), блузки (гольфа), которые можно подбирать в зависимости от температурных условий. Покрой должен быть достаточно свободный, не ограничивающий движений ребенка, кроме того, узкие брюки сдавливают кровеносные сосуды, органы брюшной полости, что может привести к различным заболеваниям.

Что касается обуви, то здесь также оптимальный вариант – изделия из натуральной кожи. Подошва должна быть гибкой, чтобы движения были не скованы и разнообразны. Обратите внимание на высоту каблука – для детей 6-7 лет она должна быть не более 2 см. Следует также помнить, что кроссовки – это все-таки спортивная обувь, предназначенная для занятий физкультурой и спортом.

Как правило, у первоклассника нет необходимости для ежедневного ношения в школу книг, учебных принадлежностей, сменной одежды и обуви - в соответствии с гигиеническими требованиями условия для их хранения создаются в классах. Вместе с тем, каждый ребенок мечтает быть взрослым и в первый класс хочет идти с портфелем (пусть даже с пустым). Торговля предлагает много разных красивых импортных и отечественных портфелей и ранцев. Использование ранцев ученических для переноски книг, тетрадей, необходимых учебных пособий более целесообразно, чем различного рода сумок, портфелей. Ношение ранца на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки. Материал, используемый для изготовления ранцев должен быть прочным, легким, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобным для очистки. Ремни должны быть изготовлены из эластичного материала, иметь приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъем, облегчающие одевание и снимание ранца. Вес ранца должен быть не более 700 г. Попросите ребенка примерить ранец – он должен плотно прилегать к спине, его ширина должна примерно соответствовать ширине плеч, верхний край и плечи должны быть на одном уровне, а нижний край должен располагаться на уровне пояса.

Покупая ручки для письма, обратите внимание на их размер и вес. Большая и тяжелая ручка способствует развитию утомления мышц кисти.

Несмотря на то, что домашние задания на первом году обучения не задаются, каждый ребенок рисует, лепит, разукрашивает – значит, ему необходимо оборудовать свое рабочее место. Правильно организованное рабочее место является важным фактором профилактики нарушений осанки и зрения. В соответствии с гигиеническими требованиями при росте ребенка 100-115 см высота стола должна быть 46 см, при росте 115-130 см - 52 см, при росте 130-145 см – 58 см. В идеале стол должен «расти» вместе с ребенком. Лучше всего приобрести для ребенка стол-трансформер с регулируемой высотой и углом наклона. Стандартный стол, как правило, имеет высоту 75 см, а первоклассник зачастую еще «не дорос» до такой высоты, и это может пагубно отразиться на осанке ребенка.

При выборе стола, посадите за него ребенка: столешница должна находиться примерно на уровне солнечного сплетения. Если попросить будущего ученика поставить на стол локти, а ладошки вытянуть вверх так, словно он поднял руку для ответа, то при идеальной посадке кончик большого пальца должен находиться на одном уровне с глазами. Высота стола должна быть на 2-3 см ниже локтя ребенка (в положении стоя).

К сожалению, специальные регулируемые по высоте столы-конторки многие родители считают роскошью, поэтому стараются купить обычные письменные столы. Если письменный стол высок, то для обеспечения удобной, рациональной рабочей позы купите регулируемый стул, который предусматривает подъем сидения. И предусмотрите подставку под ноги, чтобы ноги находились на твердой поверхности и стояли под прямым углом. При правильной посадке стопы должны полностью стоять на полу (подставке). При этом колени должны быть согнуты под прямым углом.

Спинка стула, в идеале, должна быть регулируемой. Ребенок должен сидеть прямо, не откидываясь назад и не наваливаясь грудью на стол.

Расстояние между столешницей и грудной клеткой должно быть примерно 10 см. Расстояние от глаз до книги не менее 30 см. Сразу приучайте всю работу делать за столом, в том числе и чтение.

Стол лучше расположить возле окна, чтобы рабочее место было обеспечено нормальным естественным светом.

Купите также настольную лампу: свет должен падать слева от ученика (для левшей – справа), чтобы не давал тени от рабочей руки. Не допускайте прямого действия источника света на глаза – они должны воспринимать только отраженный от рабочей поверхности свет. Мощность лампы накаливания при чтении должна составлять 80 Вт, а при рисовании и все 100 Вт.

Не забывайте о зрительной гимнастике – как профилактике нарушений зрения. Из упражнений для глаз лучше всего зарекомендовали: гимнастика для внешних мышц глаз (вращение глазами), для внутренних мышц глаз (перемещение фокуса зрения с близкого объекта на удалённый и назад) и расслабление под закрытыми веками до полной черноты переел глазами.

Чтобы обучение приносило радость, родителям необходимо следить за состоянием здоровья ребенка, организовать правильный режим дня, обеспечить рациональное питание, закаливание, соблюдать продолжительность сна и время пребывания на свежем воздухе. Интересуйтесь успехами ребенка, радуйтесь вместе с ребенком, даже если успехи невелики. Поддерживайте у ребенка положительное отношение к школе, желание учиться.

Ваша доброжелательность поможет ребенку преодолеть любые трудности и сохранит его здоровье.

Врач-гигиенист отделения детей
и подростков ГУ Республиканский
центр гигиены, эпидемиологии и
общественного здоровьяЕ.М. Хмара, сайт МЗ РБ

Адрес
220024, г. Минск, ул. Лейтенанта
Кижеватова, д.58, пом.4

Справочная служба
+375 (17) 212 76 21

«Горячая» линия
+375 (17) 287 00 01

«Телефон доверия»
+375 (17) 398 19 99

Факс
+375 (17) 201 91 60

Платные услуги
+375 (17) 287 00 10
(многоканальный)