ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 марта 2019 г. N 8
О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Строительство относится к числу ключевых отраслей в республике и во многом определяет состояние экономики и решение социальных задач.
В настоящее время в строительной отрасли насчитывается более 10 тыс. подрядных организаций, а численность работников превышает 200 тыс. человек.
В отрасли проделана определенная работа по совершенствованию законодательной базы, регулирующей вопросы строительства на всех стадиях инвестиционного цикла, обеспечивающей устойчивое развитие и повышение эффективности деятельности организаций строительного комплекса.
Проведена модернизация материально-технической базы подрядных организаций, реализован ряд масштабных инвестиционных проектов в отраслевой промышленности, что позволило значительно повысить качественный потенциал производственных мощностей.
По обеспечению объемов строительства жилья на одного жителя Республика Беларусь занимает одно из ведущих мест среди государств - участников Содружества Независимых Государств.
Вместе с тем наряду с положительными тенденциями в строительной отрасли существует ряд проблем, затрудняющих ее дальнейшее развитие.
За минувшую пятилетку уменьшился вклад отрасли в валовой внутренний продукт, допущено падение объемов подрядных работ, возведения жилья, обостряются проблемы неплатежей, ухудшается финансовое положение строительных организаций.
Низкий уровень использования современных технологий проектирования и недостаточная ответственность проектных организаций негативно влияют на сроки и качество разработки проектной документации.
Недостаточный уровень оплаты труда в строительстве стал основной причиной оттока кадров.
В целях устойчивого развития строительной отрасли ПОСТАНОВЛЯЮ:
- Повысить эффективность инвестиционно-строительной деятельности в Республике Беларусь и гарантировать реализацию социальной политики. Для этого:
1.1. Совету Министров Республики Беларусь обеспечить:
совершенствование системы государственного регулирования в строительстве, возложив на Министерство архитектуры и строительства функцию по формированию государственной политики в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и полномочия по вопросам нормирования в этой области;
сокращение количества и сроков административных процедур, упрощение порядка их осуществления на всех этапах строительной деятельности с максимальным внедрением принципа "одно окно";
направление с 2021 года многодетных семей на строительство жилых помещений в течение одного года со дня их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
поддержание средней стоимости квадратного метра жилья, строящегося с государственной поддержкой, в размере, не превышающем среднемесячную заработную плату;
к 2025 году долю строительства в ВВП Республики Беларусь в размере не ниже 6,3 процента;
1.2. Совету Министров Республики Беларусь совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом принять меры по:
соблюдению нормативных сроков строительства при возведении объектов, в том числе многоквартирных жилых домов;
росту объемов строительства арендного жилья с ежегодным вводом в эксплуатацию не менее 135 тыс. квадратных метров такого жилья, в том числе строящегося за счет республиканского и местных бюджетов - не менее 90 тыс. квадратных метров;
строительству организациями различных форм собственности жилья для своих работников путем создания действенных механизмов стимулирования такого строительства.
- Принять меры по комплексному развитию территорий, повышению энергоэффективности возводимых объектов. Для этого Совету Министров Республики Беларусь совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом:
обеспечивать опережающее развитие городов-спутников;
гарантировать ежегодное строительство индивидуального жилья в размере не менее 40 процентов от общего объема возводимого жилья;
внедрить в практику возведение индивидуального жилья путем комплексной застройки земельных участков одним застройщиком, предусматривая размещение в жилых домах встроенных и пристроенных помещений общественного назначения;
обеспечивать приоритетное предоставление земельных участков для строительства жилых домов организациям, имеющим собственные производственные мощности;
принять меры по опережающему строительству минимально необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе за счет застройщиков при комплексном освоении земельных участков и организаций, осуществляющих эксплуатацию таких объектов;
возводить жилье и объекты социальной инфраструктуры с максимальным использованием современных конструкций домостроения;
предусматривать при проектировании, строительстве и эксплуатации жилья использование преимущественно электрической энергии для целей отопления, горячего водоснабжения и пищеприготовления;
обеспечить строительство жилья, объектов социальной инфраструктуры и административных зданий в энергоэффективном исполнении;
максимально использовать расчетные показатели при установлении санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, обеспечивающих достаточный уровень безопасности для здоровья населения от вредного воздействия объектов.
- Обеспечить эффективность организаций строительной отрасли и их конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Для этого:
3.1. Совету Министров совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом:
принять меры по сокращению просроченной задолженности перед подрядчиками в строительной деятельности за выполненные работы и предприятиями по производству строительных материалов за поставленную продукцию;
обеспечить эффективное функционирование строительных организаций коммунальной формы собственности и (или) их филиалов во всех районах республики;
принимать решения, направленные на повышение уровня оплаты труда работников организаций строительной отрасли;
продолжить создание интегрированных корпоративных структур республиканского и регионального значения, в том числе путем объединения строительных, монтажных, проектных организаций, предприятий по производству строительных материалов;
создавать на взаимовыгодных условиях совместные с иностранными организациями (транснациональными корпорациями) предприятия, содействующие продвижению строительных, инженерных и архитектурных услуг, строительных материалов, изделий, конструкций (далее - строительная продукция) за рубежом;
активизировать использование при строительстве объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры заемных средств, предоставляемых банками и открытым акционерным обществом "Банк развития Республики Беларусь";
создать эффективные условия, обеспечивающие рост экспортного потенциала организаций строительной отрасли, выход на устойчивое положительное сальдо внешней торговли строительными, инженерными и архитектурными услугами, строительной продукцией;
увеличивать долю прямых поставок цемента на экспорт, в том числе через собственную товаропроводящую сеть и открытое акционерное общество "Белорусская универсальная товарная биржа", а также усовершенствовать механизмы реализации цемента на внутреннем рынке;
обеспечивать защиту внутреннего рынка строительных, инженерных и архитектурных услуг, рынка производства строительной продукции от недобросовестных участников;
принять меры по увеличению к 2021 году доли отечественной строительной продукции, используемой при строительстве объектов в республике, до 85 процентов;
3.2. Министерству архитектуры и строительства:
ужесточить ответственность проектных организаций за качество проектной документации;
усилить роль авторского и технического надзора за строительством;
развивать институт инженерных организаций;
принимать меры по индустриализации строительного процесса, максимальному использованию на строительной площадке изделий, изготовленных в заводских условиях;
создать единую открытую электронную базу данных по текущим ценам на строительную продукцию с обязательной публикацией в такой базе отпускных цен на строительную продукцию производителями и импортерами на территории Республики Беларусь;
расширить практику формирования цены предложения подрядчика в строительной деятельности путем применения укрупненных нормативов стоимости строительства;
оптимизировать организационно-производственную структуру организаций строительной отрасли, повысить уровень производственно-технологической и исполнительской дисциплины, производительности труда;
3.3. Министерству архитектуры и строительства, руководителям организаций строительной отрасли:
сократить временные, финансовые, трудовые затраты при проектировании и строительстве зданий и сооружений;
внедрять на постоянной основе наукоемкие, энерго- и ресурсосберегающие технологии и материалы;
использовать механизмы качественного планирования производственной деятельности, обеспечивать эффективное использование производственных мощностей и ресурсов.
- Реализовать цифровую трансформацию строительной отрасли. Для этого Министерству архитектуры и строительства:
обеспечить переход на электронное взаимодействие участников инвестиционно-строительного процесса, внедрить интегрированные информационные системы по управлению ресурсами предприятий;
создать единую информационную среду в строительной отрасли, включая формирование республиканского фонда проектной документации, республиканского банка данных объектов-аналогов на строительство объектов в электронном виде в форматах, поддерживаемых технологией информационного моделирования объектов строительства;
автоматизировать разработку укрупненных нормативов стоимости по всем видам строительно-монтажных работ, конструктивным элементам, объектам строительства и интегрировать их в соответствующие банки данных;
оказывать максимальное содействие внедрению и развитию технологии информационного моделирования в строительстве, включая разработку средств автоматизации сметно-экономических расчетов, в том числе с использованием технологий облачных вычислений.
- Обеспечить инновационное развитие кадрового потенциала строительной отрасли. Для этого Министерству архитектуры и строительства и Министерству образования:
актуализировать профессионально-квалификационную структуру подготовки кадров и содержание образовательных стандартов с учетом современных тенденций развития строительной отрасли, обеспечить подготовку кадров по новым специальностям, необходимым для развития высокоэффективных производств;
внедрить практику тесного взаимодействия организаций - заказчиков кадров и учреждений образования, в том числе за счет расширения их связей в целях развития кадрового и материально-технического потенциала образовательной среды;
разработать комплекс мер, направленных на совершенствование организации производственной практики обучающихся в учреждениях образования, в том числе увеличение доли практического обучения и стажировок на производстве, повышение их уровня и качества, а также надлежащее взаимодействие организаций строительной отрасли с учреждениями образования.
- Совету Министров Республики Беларусь:
при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию положений настоящей Директивы, требующих бюджетного финансирования;
ежегодно, начиная с 2020 года, до 15 апреля докладывать Главе государства об эффективности ее выполнения.
- Государственным органам и иным организациям обеспечивать соблюдение положений настоящей Директивы, в том числе при подготовке проектов нормативных правовых актов.
- Ответственность за выполнение настоящей Директивы возложить на Совет Министров Республики Беларусь, председателей облисполкомов, Минского горисполкома, гор- и райисполкомов.
- Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Комитет государственного контроля.
Президент Республики Беларусь |
А.Лукашенко |