УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 января 2000 г. N 18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДИРЕКТИВЫ О СТИЛЕ И МЕТОДАХ РАБОТЫ
СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
- Утвердить Директиву о стиле и методах работы Совета Министров Республики Беларусь по решению вопросов социально-экономического развития страны.
- Совету Министров Республики Беларусь разработать и утвердить план мероприятий по выполнению данной Директивы.
Президент Республики Беларусь |
А.ЛУКАШЕНКО |
УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
14.01.2000 N 18
ДИРЕКТИВА
О СТИЛЕ И МЕТОДАХ РАБОТЫ СОВЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСОВ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
- 1. Деятельность Совета Министров Республики Беларусь, направленная на реализацию Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 - 2000 годы, позволила обеспечить рост основных параметров социально-экономического развития страны.
Вместе с тем недостатки в стиле и методах работы Правительства не позволили преодолеть негативные тенденции, наметившиеся в начале 1999 года в области денежно-кредитной политики, ценообразования, обеспечить улучшение финансового состояния реального сектора экономики и повышение жизненного уровня населения.
В работе Совета Министров Республики Беларусь продолжает иметь место формальный, бессистемный подход к проведению экономической политики, отсутствие продуманных механизмов экономических преобразований, низкая исполнительская дисциплина, отсутствие должной работы на перспективу.
- 2. Для преодоления негативных тенденций, создания положительной динамики социально-экономического развития страны Совету Министров Республики Беларусь необходимо коренным образом пересмотреть стиль и методы своей работы.
- В прогнозировании и разработке программ социально-экономического развития Республики Беларусь:
1.1. обеспечить надежность прогнозирования посредством более полного использования научного потенциала страны при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития;
1.2. осуществлять разработку прогнозов и программ на основе альтернативных предложений, исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциала страны, состояния природных ресурсов, внешнеполитических и внешнеэкономических факторов;
1.3. подготавливать предложения по реструктуризации экономики страны, руководствуясь принципами концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, предоставления государственных преференций отраслям и производствам, основанным на новых и высоких технологиях, максимального использования интеллектуальных ресурсов страны;
1.4. при формировании государственной политики в области международного сотрудничества руководствоваться принципами сочетания многовекторности международных связей с выбором стратегических партнеров, широты участия в международном сотрудничестве с выбором приоритетных направлений, общей координации международного сотрудничества с автономностью принятия решений;
1.5. в целях определения стратегии развития страны разработать и представить в I квартале 2000 г. проект концепции социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы, а в декабре 2000 г. - проект программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы.
Стратегической целью государства на 2001 - 2005 годы при этом определить повышение благосостояния народа путем сбалансированного и устойчивого экономического роста. В основу экономической политики страны положить концентрацию материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов государства на ограниченном числе приоритетных направлений (точек роста), определенных с учетом геополитического и географического положения Республики Беларусь.
В проекте программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы предусмотреть:
в промышленности - замену и модернизацию основного оборудования и технологических линий, освоение современных технологических процессов, позволяющих достичь мировых стандартов по трудоемкости, материало- и энергоемкости продукции;
в топливно-энергетическом комплексе - повышение эффективности производства и использования топливно-энергетических ресурсов, обеспечение энергетической безопасности страны;
в агропромышленном комплексе - переоснащение материально-технической базы, обеспечение продовольственной безопасности страны;
в области научно-технического развития - ориентацию научных исследований и разработок на обеспечение нужд экономики республики;
в социальной сфере - приближение уровня потребления благ и услуг в республике к уровню их потребления в экономически развитых странах, обеспечение рациональной занятости населения, доведение уровня его социальной защищенности до международных стандартов;
в области экологической безопасности - снижение антропогенной нагрузки до минимального уровня, рациональное использование природных ресурсов;
в сфере национальной безопасности - обеспечение экономической безопасности, укрепление обороноспособности страны.
- В проведении государственной политики по развитию отраслей и территорий:
2.1. создать систему координации деятельности органов отраслевого и территориального управления, обеспечивающую сбалансированное развитие отраслей и регионов;
2.2. поднять на качественно новый уровень роль отраслевого и территориального управления, планирования и прогнозирования, более гибко подходить к проблеме разграничения функций и полномочий между центром и регионами, органами отраслевого и территориального управления, сократить количество ненужных организационных структур, уменьшить документооборот;
2.3. ввести в практику работы проведение совместных заседаний коллегий министерств, других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома по ключевым вопросам развития отраслей и регионов;
2.4. обеспечить участие руководства Совета Министров Республики Беларусь в заседаниях коллегий министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству, облисполкомов и Минского горисполкома;
2.5. более полно учитывать мнение органов местного управления и самоуправления по вопросам развития регионов, а также при принятии решений, затрагивающих полномочия и функции местных органов власти.
- В области бюджетно-налоговой, ценовой, денежно-кредитной, валютной, внешнеэкономической, институциональной, социальной политики:
3.1. мобилизовать министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству, облисполкомы, Минский горисполком на выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2000 год;
3.2. обеспечить системность в проведении ценовой политики, паритетность и согласованную пропорциональность цен на продукцию различных отраслей экономики, усилить контроль за правильностью формирования и применения цен и тарифов;
3.3. принять меры по стабилизации валютного рынка республики и обеспечению устойчивости национальной денежной единицы, в том числе путем ужесточения денежно-кредитной политики;
3.4. обеспечить комплексный, сбалансированный подход при осуществлении социальной политики, реализовать систему мер по адресной социальной защите населения;
3.5. во взаимодействии с другими государственными органами обеспечить выполнение Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
- По руководству системой подчиненных Правительству органов государственного управления и других органов исполнительной власти:
4.1. разработать эффективную и быстро адаптирующуюся модель управления экономикой и социальной сферой на отраслевом и территориальном уровнях;
4.2. повысить роль и ответственность Президиума Совета Министров Республики Беларусь, руководителей министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству, местных исполнительных и распорядительных органов в решении задач социально-экономического развития;
4.3. исключить дублирование и несогласованность в планировании и принятии решений подчиненными Правительству государственными органами, повысить ответственность руководителей этих органов за исполнение принятых решений;
4.4. повысить эффективность работы Аппарата Совета Министров Республики Беларусь за счет совершенствования его структуры, четкого распределения функций между подразделениями и улучшения работы по подготовке, подбору и расстановке кадров.
- По взаимодействию Правительства с другими высшими государственными органами:
5.1. наладить эффективное взаимодействие с Национальным собранием Республики Беларусь в сфере развития и совершенствования законодательства, его систематизации и кодификации, повысить качество вносимых в Палату представителей законопроектов;
5.2. исключить случаи внесения на рассмотрение Главы государства несогласованных с Администрацией Президента Республики Беларусь предложений по вопросам кадровой политики, идеологии и права;
5.3. координировать работу по осуществлению контрольных функций с Комитетом государственного контроля;
5.4. ввести в практику работы при принятии решений по социально-экономическому развитию страны проведение консультаций с Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь по вопросам обеспечения национальной безопасности;
5.5. обеспечить тесное взаимодействие с Национальным банком в формировании и осуществлении денежно-кредитной и валютной политики;
5.6. создать систему взаимодействия Совета Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органов с органами судебной власти по защите государственных интересов.
- По вопросам контроля, исполнительской дисциплины, проведения кадровой политики:
6.1. улучшить организованность, контроль и усилить персональную ответственность за выполнение принятых решений на всех уровнях государственного и производственного управления;
6.2. ввести в практику работы Правительства заслушивание отчетов руководителей министерств, других республиканских органов государственного управления, структурных подразделений Аппарата Совета Министров Республики Беларусь о качестве подготавливаемых ими проектов законов, актов Президента и Совета Министров Республики Беларусь;
6.3. исключить формализм в заслушивании отчетов руководителей предприятий на заседаниях коллегий министерств и других республиканских органов государственного управления;
6.4. создать единую государственную систему подготовки, подбора, расстановки кадров, обеспечивающую их высокий профессионализм, деловые и личностные качества;
6.5. увязать уровень материального стимулирования руководителей министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству, с конкретными результатами работы возглавляемых ими отраслей.