Синдром эмоционального выгорания: факторы развития и практические рекомендации по профилактике (Психолог Кирута О.В.)
Городская клиническая больница скорой медицинской помощи, Минск
Изложен теоретический подход к проблеме эмоционального выгорания, приведены рекомендации, направленные на профилактику выгорания у медработников, составлены упражнения для самопомощи медицинским работникам в период COVID-19.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, COVID-19, самопомощь.
Жизнь в современном мире сопряжена с каждодневными стрессами. Синдром выгорания наиболее характерен для представителей таких профессий, как медицинские работники, учителя, менеджеры, психологи, представители различных сервисных профессий. Синдром физического, эмоционального и когнитивного истощения, который возникает на фоне профессионального стресса и характеризуется снижением продуктивности в работе.
«Выгорание» – это плата за оказание помощи, сочувствие и заботу.
Современные психологические исследования показывают подверженность работников социальных профессий профессиональной деформации.
Для медицинских работников характерны: повседневное многообразие как эмоционально, так и когнитивно сложных ситуаций взаимодействия; повышенная ответственность за результат коммуникации; частое отсутствие положительного результата или мотивационного подкрепления (положительной обратной связи). Данные особенности межличностного взаимодействия выступают в качестве общих профессиональных стрессов для всех медработников и могут привести к возникновению и формированию профессионального выгорания личности [4].
Профессиональное выгорание – относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т. д. Так же как реакция на стрессовые ситуации различна у разных людей, являясь индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются одновременно. Источником стресса в ситуации распространения COVID-19 может послужить сугубо человеческий фактор – усталость, напряжение, тревога, и профессиональное выгорание медицинского персонала индуцируют негативные эмоциональные состояния населения [19, 21, 22].
Согласно результатам опроса Британской медицинской ассоциации, 44 % врачей, которые работали с инфицированными COVID-19 пациентами, признались, что страдают от выгорания, депрессии или тревоги [1].
Профессиональное выгорание у медицинских работников выражается в виде нарастающего равнодушия к своим профессиональным обязанностям, ко всему, что происходит на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, чувстве неудовлетворенности трудовой деятельностью, явлениях деперсонализации, а в результате в резком ухудшении качества жизни [14].
В будущем могут сформироваться расстройства невротического характера и психосоматические заболевания. Возникновению этого состояния способствует необходимость работы в напряженном ритме с высокой эмоциональной и психологической нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом.
Вместе с этим развитию синдрома содействует отсутствие надлежащего вознаграждения (не только финансового, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет индивида считать, что его деятельность не несет ценности для общества [7].
Психологическое здоровье медицинского персонала – значимая часть проблемы укрепления здоровья и профессионального долголетия высококвалифицированных специалистов общества. От сохранности здоровья врачей во многом зависит качество оказания медицинской помощи.
История вопроса.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) был впервые описан в 1974 году американским психологом Гербертом Фрейденбергером (Herbert Freudenberger) [18]. Г. Фрейденбергер интегрировал в своей работе психоаналитические и психологические принципы. В 1974 году он написал книгу «Выгорание: высокая цена высоких достижений» (Burnout: The High Cost of High Achievment). Г. Фрейденбергер применил первоначально термин «выгорание» к людям, которые работали в сфере социальной помощи: медицинские сестры, учителя, социальные работники. Он писал, что профессиональное выгорание не что иное, как истощение энергии у работников социальной сферы, которое наступает вследствие того, что они за время своей работы накапливают в себе проблемы своих пациентов или клиентов. В результате у них появляется циничная установка, которая является своеобразным способом защиты: «зачем беспокоиться, это не имеет никакого значения».
Герберт Фрейденбергер составил основные симптомы СЭВ:
- усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;
- психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);
- появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений);
- отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
- агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам);
- функциональное, негативное отношение к себе;
- тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины [8, 18].
Джей Р. Гринберг (Jay R. Greenberg), доктор психологии в Нью-Йоркском университете, представитель психоаналитической школы, клинический психолог и писатель, рассматривает выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс. Является одним из основоположников реляционного психоанализа, хотя сейчас с ним отождествляется менее тесно [3]. Реляционный психоанализ начался в 1980-х как попытка интегрировать акцент межличностного психоанализа на детальном исследовании межличностных взаимодействий с идеями британской теории объектных отношений о психологической важности интернализированных (процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами) отношений с другими людьми [12].
Другой основоположник идеи выгорания – Кристина Маслач (Christina Maslach), американский социальный психолог, профессор психологии и ведущий научный сотрудник Университета Беркли в Калифорнии. Наиболее известна своими исследованиями в области синдрома профессионального выгорания. Начиная с 1978 года, ею были написаны десятки работ, посвященных этой теме. К. Маслач определила этот синдром как физическое и эмоциональное истощение, включая развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам [10]. В 1981 году К. Маслач совместно с Сьюзан Е. Джексон (Jackson S.E) создали инструмент для измерения эмоционального выгорания на основе многофакторной теории выгорания – опросник MBI (Maslach Burnout Inventory), еще его называют «опросник выгорания Мас- лач» [20]. Адаптирован опросник на русский язык российскими психологами Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой [5]. Опросник изначально создан для диагностики выгорания среди работников сферы услуг, впоследствии адаптирован для медицинских работников, работников в сфере образования и студентов [20].
Российский психолог В.В. Бойко, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и медицинской деонтологии Санкт-Петербургского института стоматологии последипломного образования, рассматривал профессиональное выгорание с позиции общего адаптационного синдрома Г. Селье и предложил классифицировать синдром по стадиям с определением для каждой стадии тех или иных симптомов. По мнению В.В. Бойко, эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [2].
Сформулированный Джей Р. Гринберг пятиступенчатый прогрессирующий процесс включает ряд следующих друг за другом стадий выгорания:
- Первая стадия выгорания («медовый месяц»): сотрудник, обычно с энтузиазмом выполняющий порученные ему задания, по мере усугубления рабочих стрессов становится менее деятельным, с меньшим удовольствием выполняет свои обязанности.
- На второй стадии («недостаток топлива») появляется усталость, апатия, возникают проблемы со сном. При отсутствии дополнительного стимулирования и мотивации работник теряет интерес к своему труду и снижает продуктивность своей деятельности. Могут возникнуть нарушения трудовой дисциплины, отстраненность от профессиональных обязанностей и даже манкирование ими. В случае высокой мотивации «выгорание» работника может продолжаться, но за счет внутренних ресурсов и в ущерб своему здоровью.
- Третья стадия («хронические симптомы»): сверхурочная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», может привести к таким физическим проявлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям – хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Характерно также постоянное переживание дефицита времени (синдром менеджера).
- Четвертая стадия («кризис»): как правило, обостряются хронические болезни, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Углубляются переживания недовольства собой, собственной эффективностью и качеством жизни.
- Пятая стадия («пробивание стены»): психологические и физические проблемы перерастают в острую форму и могут спровоцировать опасные заболевания, угрожающие жизни человека. У работника накапливается такое количество проблем, что его карьера находится под угрозой [6].
Диагностики СЭВ.
Для диагностики эмоционального выгорания используются специально разработанные методики
Опросник К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой предназначен для выявления выраженности проявлений выгорания у специалистов различных профессий, прежде всего коммуникативных. Методика определяет выраженность выгорания по трем компонентам [5]:
«Эмоциональное истощение» – отражает тяжесть эмоционального состояния в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель связан с угнетенностью, апатией, высоким утомлением, эмоциональной опустошенностью.
«Психоэмоциональное истощение» – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
«Деперсонализация» – показатель отражает уровень отношений с коллегами по работе, а также общее ощущение себя как личности в связи с профессиональной деятельностью. Высокий показатель по этой шкале означает выраженность черствого, формального отношения с пациентами, ощущения несправедливого к себе отношения со стороны пациентов.
«Деперсонализация» (личностное отдаление) – специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
«Редукция личных достижений» – диагностирует низкий уровень общего оптимизма, веру в свои силы и веру в способность решать возникающие проблемы, позитивное отношение к работе и сотрудникам.
«Редукция личных достижений» (профессиональная мотивация) – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличия к работе. Снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми [5].
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Методика состоит из 84 суждений, позволяет диагностировать ведущие симптомы эмоционального выгорания и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «», «истощения». Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов [2].
- Фаза напряжения.
Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома профессионального выгорания. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия.
Характеризуется следующими симптомами:
- неудовлетворенность собой;
- «загнанность» в клетку»;
- переживание психотравмирующих ситуаций;
- тревожность и депрессия.
- Фаза резистентности.
Выделение этой фазы в самостоятельную весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей.
Характеризуется следующими симптомами:
- неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование;
- эмоционально-нравственная дезориентация;
- расширение сферы экономии эмоций;
- редукция профессиональных обязанностей.
- Фаза истощения
Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления.
Для этой фазы характерны:
- эмоциональный дефицит;
- эмоциональная отстраненность;
- личностная отстраненность;
- психосоматические и психовегетативные нарушения.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры [2].
Факторы развития СЭВ.
Развитие СЭВ зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса, как внешних, так и внутренних. В зависимости от доли той или иной составляющей процесса будет различаться и динамика развития синдрома.
Важная отличительная черта людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, – их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и в отношении других людей и жизни в целом.
К группе внешних факторов относятся условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Среди них доминирующую роль в развитии синдрома эмоционального выгорания играют: дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация); повышенная ответственность за исполняемые функции и результат труда; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал (у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития; у врачей – тяжелые, неизлечимые пациенты и т. д.).
К внутренним факторам относятся склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело); слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности [2].
Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.
Типы людей, которым грозит СЭВ:
- первый тип – «педантичный», характеризуется добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе);
- второй тип – «демонстративный», характеризуется стремлением первенствовать во всем, всегда быть на виду; вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы, а переутомление проявляется излишней раздражительностью, гневливостью;
- третий тип – «эмотивный», характеризуется противоестественной чувствительностью и впечатлительностью; их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам [16].
Профилактика профессионального выгорания представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок возникновения выгорания [15].
Цель психологической профилактики профессионального выгорания – изменение поведения медицинских работников, при котором они могут жить эффективней, получать удовлетворение от работы, быть довольными жизнью.
Изменение поведения заключается в том, чтобы, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения, развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями; вырабатывать навыки преодоления собственных ограничивающих убеждений, позитивно принимать жизненно важные решения; развивать умение поддерживать межличностные эмоциональные отношения; стремиться реализовать личный потенциал [13].
Говоря о профилактике выгорания у медиков, необходимо научиться переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в свою повседневную рутину. Принимая на себя ответственность за характер переживания стресса, вы начинаете обретать контроль над собой и при этом душевно переходите из положения жертвы к состоянию уцелевшего. Вы можете начать с того, что снова зажжете в себе установку на то, что ваша работа может и должна доставлять удовольствие и возрождать вас, развивать личные ресурсы.
В исследовании В.В. Лукьянова представлены результаты коррекции синдрома выгорания с использованием методики Балинтовских групп (на примере врачей психиатров-наркологов) [9].
Л.Н. Юрьева также дает обзор психотерапевтических техник, направленных на профилактику профессионального выгорания, и обращает внимание на наиболее продуктивные [17]:
- тренинги развития профессиональных коммуникативных навыков;
- супервизия;
- группы поддержки;
- дебрифинг;
- техники, направленные на укрепление личностного счастья человека;
- терапия творческим самовыражением;
- техники, направленные на коррекцию жизненной перспективы;
- биографический тренинг;
- психотерапия, ориентированная на реконструкцию будущего.
Практические рекомендации для предотвращения СЭВ:
- старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относитесь к конфликтам на работе;
- как ни странно это звучит, не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.
И обязательно находите в конце рабочего дня хотя бы 5 минут на то, чтобы остаться наедине с самим собой.
Упражнение на визуализацию:
- Примите удобную позу.
- Закройте глаза.
- Сделайте глубокий вдох, после чего максимально выдохните.
- Представьте себе то, что доставляет вам удовольствие, ваше ресурсное место... Побудьте в этом состоянии, визуализируя приятные моменты вашей жизни.
- Откройте глаза и спокойно подышите несколько минут.
- Если не получается настроиться на выполнение техники с первого раза, практикуйте еще и еще.
Дыхательных упражнения.
Дыхательные упражнения могут быть полезны при остром стрессе и панике.
Упражнение «Бумажный пакет».
Расположите пакет так, чтобы рот и подбородок находились внутри него. Крепко зажмите руками, чтобы не допускать проникновения воздуха в пакет извне. Начните спокойно дышать ртом в пакет. Продолжительность такого дыхания – от 30 с до минуты. После 10 вдохов-выдохов рекомендуется отдых, подышите какое-то время обычно. Потом дыхание в пакет можно повторить.
Дыхательная техника «7:11».
Техника выполняется следующим образом:
Вы отстукиваете пальцем ровный, четкий ритм 7:11, про себя в голове обязательно считайте удары руки: «1, 2, 3, 4, 5, 6, 7… 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11». Когда научились стучать ритм, то от 1-го до 7-го удара вы делаете вдох, далее от 1-го до 11-го удара вы делаете выдох. Вначале будет сложно дотягивать выдох до 11. Старайтесь, тогда обязательно получится. Научитесь дышать спокойно под этот ритм, без напряжения. Если вдруг от выполнения техники начинает кружиться голова, значит, вы слишком активно и глубоко дышите, исправьте это, дышите спокойно. Для тренировки техники нужно дышать каждый час по 5 мин, тогда за день вы ее хорошо освоите и можно будет ее применять при панической атаке. Техника «7:11» действует как хороший транквилизатор. За счет успокоения дыхания постепенно снижается сердцебиение, нормализуется давление, уходят другие симптомы. Раз организм успокаивается, исчезают страшные мысли. Вы видите, что преодолели паническую атаку. С каждым успешным применением техники растет уверенность в том, что вы можете себя контролировать.
Когда применять технику? Как только вы почувствовали первые симптомы панической атаки в теле, вы сразу начинаете стучать 7:11 и дышать минимум 5 мин. Как только у вас появилась первая тревожная мысль: «А вдруг атака снова повторится», – немедленно начинаете стучать и дышать по 7:11. Если у вас нет панического расстройства, но предстоит важная беседа, вы тоже можете успокоить себя с помощью дыхательной техники. Техника не только налаживает физиологию, но и отвлекает от страшных мыслей. Если технику правильно выполнять, то она гарантирует постепенное исчезновение панических атак.
Необходимо помнить, что работа – всего лишь часть жизни. Знание того, что синдром эмоционального выгорания фактически является не только и не столько вашей проблемой, сколько проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.
ЛИТЕРАТУРА
- Байкова И.А. Экстренная психологическая помощь для специалистов системы здравоохранения в кризисной ситуации: учеб.-метод. пособие. Минск: БелМАПО, 2020. 74 с. 2. Бойко В.В. Психоэнергетика. СПб.: Питер, 2008. 416 с.
- Бранделл Дж. Теория и практика клинической социальной работы, 2010. 70 с.
- Винокур В.А. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики. СПб.: Питер, 2008. 384 с.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., Наследов А.Д. Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социологических профессий // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Социология. 2013; 4.
- Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2002. 496 с.
- Захаров С. Синдром выгорания у врачей [Электронный ресурс]. URL: http://forums.rusmedserv.com
- Кмить К.В, Попов Ю.В. Эмоциональное выгорание, не связанное с профессиональным стрессом [Электронный ресурс] // Обозр. психиатрии и мед. психологии. 2013; 3. URL: http:// psychiatr.ru/files/magazines/2013_09_obozr_590.pdf
- Лукьянов В.В. Защитно-совладающее поведение и синдром «эмоционального выгорания» у врачей-наркологов, их коррекция и влияние на эффективность лечения больных: атореф. дис. ... д-ра мед. наук 14.00.45 и психол. Наук 19.00.04. СПб., 2007. 53 с.
- Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. 147 с.
- Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Школ. психолог. 1998; 7: 16–18.
- Патриция А. Деян. Реляционная психотерапия: учеб. пособие. 2003. 26 с.
- Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2012; 3: 85–95.
- Самоукина H.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во Питер, 2007. 224 с.
- Черлюнчакевич А.И. Программа по профилактике профессиональной деформации педагога // Психология обучения. 2013; 6: 125–142.
- Эмоциональное здоровье человека в условиях неопределенности. Техники самопомощи / сост. Н.А. Штырц, Е.П. Шаньгина. Екатеринбург, 2017. 86 с.
- Юрьева Л.Н. Профилактика и коррекция синдрома выгорания у сотрудников психиатрических служб // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой и др. Курск: Изд-во КГУ, 2008. C. 284–299. 18. Freudenberger H.J. Staff burn-out [Electronic resource] // J. Social Issues. 1974; 30. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/ doi/10.1111/j.1540-4560. 1974.tb00706.x/pdf
- Li W., Yang Y., Liu Z.H. et al. Progression of Mental Health Services during the COVID-19 Outbreak in China // Int. J. Biol. Sci. 2020; 16: 1732–1738.
- Maslach Ch., Jackson S.E. The measurement of experienced burnout // J. Occupat. Behav. 1981; 2: 99−113.
- Mo Y., Deng L., Zhang L. et al. Work stress among Chinese nurses to support Wuhan for fighting against the COVID‐19 epidemic // J. Nursing Management. 2020.
- Montemurro N. The emotional impact of COVID-19: from medical staff to common people // Brain. Behavior. Immun, 2020; 87: 23–24.