Десятилетие здорового старения
Что такое Десятилетие здорового старения ООН?
Десятилетие здорового старения Организации Объединенных Наций (2021-2030) - это глобальное сотрудничество, согласованное с последними десятью годами достижения Целей в области устойчивого развития, которое объединяет правительства, гражданское общество, международные агентства, профессионалов, академические круги, средства массовой информации и частный сектор. Сектор для улучшения жизни пожилых людей, их семей и сообществ, в которых они живут.
Население во всем мире стареет более быстрыми темпами, чем в прошлом, и этот демографический переход повлияет почти на все аспекты жизни общества. Уже сейчас насчитывается более 1 миллиарда человек в возрасте 60 лет и старше, большинство из которых проживает в странах с низким и средним уровнем доходов. Многие не имеют доступа даже к основным ресурсам, необходимым для жизни, полной смысла и достоинства. Многие другие сталкиваются с множеством препятствий, мешающих их полноценному участию в жизни общества.
Пандемия COVID-19 высветила серьезность существующих пробелов в политике, системах и услугах. Срочно необходимо десятилетие согласованных глобальных действий по здоровому старению, чтобы пожилые люди могли реализовать свой потенциал в условиях достоинства и равенства и в здоровой окружающей среде.
3 декабря 2020 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 693 принята Национальная стратегия Республики Беларусь «Активное долголетие – 2030»
Разработка Национальной стратегии обусловлена интенсификацией процессов демографического старения населения, возникновением новых потребностей и возможностей для пожилых граждан, а также необходимостью создания условий для реализации их потенциала.
Цель Национальной стратегии – формирование общества для людей всех возрастов, создание условий для наиболее полной и эффективной реализации потенциала пожилых граждан, устойчивого повышения качества их жизни посредством системной адаптации государственных и общественных институтов к старению населения.
Национальной стратегией определены 6 основных задач, по каждой задаче – приоритетные направления действий и мероприятия, а также показатели, по которым будет производиться оценка выполнения Национальной стратегии.
Основными задачами Национальной стратегии являются:
- обеспечение защиты прав и достоинства пожилых граждан;
- стимулирование более продолжительной трудовой жизни, формирование комфортного уровня дохода пожилых граждан;
- обеспечение возможности для обучения в течение всей жизни;
- создание условий для здоровой и безопасной жизни, активного долголетия;
- развитие социального обслуживания;
- создание адаптированной к потребностям пожилых граждан инфраструктуры и среды жизнедеятельности.
Результатом реализации Национальной стратегии станет создание условий для самостоятельной, независимой и полноценной жизнедеятельности пожилых граждан, устойчивого повышения продолжительности, уровня и качества их жизни, активного и здорового долголетия, укрепления связей между поколениями.
Каких результатов планируется достичь в итоге реализации Национальной стратегии?
Результатом ее реализации станет создание условий для:
- самостоятельной, независимой и полноценной жизнедеятельности пожилых граждан, устойчивого повышения продолжительности, уровня и качества их жизни,
- активного и здорового долголетия,
- укрепления связей между поколениями.
Разработана система показателей, по которым будет осуществляться оценка реализации Национальной стратегии:
- количество советов пожилых граждан, созданных при местных исполнительных и распорядительных органах;
- доля пожилых граждан, положительно оценивающих отношение населения страны к пожилым гражданам, в общей численности опрошенных пожилых граждан;
- количество произведенных и размещенных (распространенных) роликов социальной рекламы, теле- и радиосюжетов, направленных на создание условий для реализации потенциала пожилых граждан и повышение качества их жизни;
- удельный вес граждан в возрасте 65 лет и старше, являющихся членами профессиональных союзов, политических партий и общественных организаций;
- удельный вес граждан в возрасте 60 лет и старше, пользующихся глобальной компьютерной сетью Интернет;
- уровень занятости среди населения в возрасте от 60 до 75 лет (к 2030 году – 30 % от всех занятых);
- доля домашних хозяйств пенсионеров, оценивающих уровень своего материального положения как низкий (к 2030 году должна составлять не более 2%);
- доля работников предпенсионного и пенсионного возраста, прошедших обучение по образовательным программам дополнительного образования взрослых, в общей численности работников предпенсионного и пенсионного возраста;
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении (мужчины и женщины) (к 2030 году должна увеличиться до 75,5 и 84,4 лет соответственно);
- доля пожилых граждан, получающих социальные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания, в общей численности пожилых граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании (к 2030 году все пожилые люди из данной категории должны иметь такую возможность);
- доля пожилых граждан, удовлетворенных качеством социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания, в общей численности пожилых граждан, получающих указанные услуги;
- доля доступных объектов социальной и транспортной инфраструктуры в общем количестве таких объектов (к 2030 году она должна достигнуть 27,8 % по сравнению с существующим уровнем – 16%).
Достижение цели, реализация задач и приоритетных направлений Национальной стратегии будет осуществляться посредством выполнения:
- мероприятий по реализации Национальной стратегии;
- программ социально-экономического развития Республики Беларусь;
- мероприятий государственных программ.
Примечание
Мероприятия по реализации Национальной стратегии включают:
- Организацию работы советов, кружков, клубов, профсоюзов, культурно-творческих проектов, республиканских фестивалей и экскурсионных поездок для пожилых граждан;
- Организацию правового просвещения пожилых граждан;
- Содействие гражданам предпенсионного возраста в предпринимательской деятельности, трудоустройстве, предоставление финансовой поддержки;
- Организацию обучающих курсов и занятий;
- Увеличение спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы социального обслуживания пожилых граждан;
- Развитие инфраструктуры;
- Обеспечение качества социальных услуг;
- И др.
Материал с интернета